?

Log in

 
 
24 February 2014 @ 12:59 pm
«Граали». Часть 3: Валенсийский потир.  
Оригинал взят у skifos в «Граали». Часть 3: Валенсийский потир.
Валенсийский потир или Santo caliz – самая известная реликвия, претендующая на то, чтобы называться Чашей Тайной Вечери. Аутентичность этой чаши доказывают многие католические авторы.

Названия работ авторов-католиков, говорят сами за себя:

Августин Салес «Исторические и критические рассуждения о Святой Чаше, которую Господь наш Христос освятил в ночь Вечери». Валенсия, 1736.

Санчес Сивера «Святая Чаша Вечери (Святой Грааль), которой поклоняются в Валенсии». Валенсия, 1915.

Д. Антонио Белтран. «Исследования о Святом Граале Кафедрального собора Валенсии». 1984



Мануэль Санчес Наваррете «Святая Чаша Вечери, Святой Грааль, которому поклоняются в кафедральном соборе Валенсии. Братство Святой Чаши». Валенсия, 1994.

Дженнис Беннет «Святой Лаврентий и Святой Гралаь». Католик Игнатиус Пресс, 2004.

Небольшая библиография конфессионально ориентированных авторов приведена здесь

val1

Самое раннее достоверное упоминание об этой реликвии относится к 1399 году, когда монахи монастыря Сан Хуан де ла Пенья передали ее королю Мартину Арагонскому в обмен на золотую чашу. Некоторое время святыня хранилась в королевском дворце в Сарагосе, а затем в Барселоне. В 1437 году один из преемников Мартина Альфонсо Арагонский передал ее клирикам кафедрального собора Валенсии в счет погашения своих долгов. К этому моменту чашу окружало всеобщее почитание. В описи монастыря она значится, как «потир, в котором Господь Иисус освятил вино в кровь на Вечере в великий четверг».

Полагают, что владельцем сосуда был апостол Петр, от которого его наследовала Римская церковь. Около 256 года во время гонений на христиан папа Сикст II, желая спасти реликвию от уничтожения передал ее св. Лаврентию, который перевез чашу в испанскую Уэску. В начале VIII века, когда мусульмане завоевали большую часть Пиренейского полуострова, святыня была ввезена в горы и спрятана в труднодоступной пещере. Позже здесь возник монастырь Святого Иоанна в скалах в скалах (Сан Хуан де ла Пенья), ставший прибежищем гонимых христиан.

val2

Фото с официального сайта монастыря Святого Иоанна
Больше фото монастыря здесь.

Жерар де Сед – автор ряда конспирологических работ на тему Грааля, принимая католическую легенду, утверждает, что Валенсийский потир, одна из двух копий истинного Грааля, изготовленных в начале XV века (вторая была отослана Мартином Арагонским папе Бенедикту XII). Настоящий же Грааль был спрятан в пещере на острове Баратария.

Но, разумеется, на домыслы конспирологов верующие католики не обращают внимания. В 1959 году папа Иоанн XXIII пообещал индульгенцию каждому, кто совершит паломничество в Валенсию и помолится около Святой Чаши. Папа Иоанн Павел II использовал Валенсийский потир во время мессы. Однако он так и не произнес литургическую формулу accipiens et hunc praeclarum Calicem, которая засвидетельствовала бы в глазах верующих признание Ватиканом подлинности святыни. За него это сделал папа Бенедикт XVI в июле 2006 года на фоне ажиотажа вокруг Грааля, вызванного книгой и фильмом «Код да Винчи».

val3

val4

С 1916 года существует «Королевское Братство Святой Чаши», объединяющее представителей валенсийского титулованного дворянства. Для обычных смертных в 1952 году было учреждено «Братство Святой Чаши». Среди целей этих организаций распространение информации о валенсийком потире путем проведения конференций, издания статей и книг, а также организация паломничеств, церковных и гражданских мероприятий.

val5

Штандарт «Королевского Братства Святой Чаши», с официального сайта кафедрального собора Валенсии

++++

Православный исследователь Юрий Шевченко в одной из своих статей, посвященной Абалацкой иконе Божьей Матери обращает внимание на один интригующий факт. Он считает весьма «многозначительным» то, что по своей форме «Валенсийский Грааль» напоминает изображение чаши на одном из погребальных Фаюмских портретов некрополя поздней эллинистической Александрии, который датируется второй половиной II РХ. На портрете изображен неизвестный с чашей в правой руке, над его правым плечом – египетский крест «анкх», популярный среди христиан.

val6

К сожалению, это изображения не может считаться свидетельством в пользу подлинности реликвии из Валенсии, так как она на самом деле представляет собой комплекс из трех предметов.

val7

1. Небольшая полусферическая чаша из восточного сердолика (разновидность агата), диаметром 9,5 см , глубиной 5,5 см и высотой 7 см. без каких-либо украшений. Только эта часть Валенсийского потира, как считают исследователи, может восходить к эпохе Иисуса и апостолов.

val8

2. Гравированный жезл длиной 7 см. Он служит соединяющим элементом между чашей и основанием, будучи дополнен ручкой и украшениями из чистого золота. Жезл поддерживает основание с оправой из жемчуга и драгоценных камней. Эти декоративные элементы были созданы позднее, чтобы подчеркнуть святость верхней чаши.

3. Нижняя чаша – перевернутый овальный сосуд, близкий по цвету и по материалу к верхней чаше. Базовые оси имеют размеры: 14,5 см - большая ось, 9,7 см - центральная малая ось. Основание почти прямоугольное с закругленными срезанными краями углубленными вовнутрь. Все украшено чистым золотом, 27 жемчужинами, двумя рубинами и двумя изумрудами большой ценности.

val9

На этой чаше арабская куфическая надпись – перевод, которой вызвал большие трудности у исследователей. Среди вариантов перевода: «Милосердный» (эпитет Аллаха). Лили-Захира (возможный намек на средневековое арабское название Кордовы – Аль-Мадина аль-Захира), Al-labsit As-Silis (=lapis exilis Вольфрама фон Эшенбаха).

Все три элемента существовали отдельно и лишь позже были соединены в рамках одной реликвии. В частности, нижняя чаша датируется периодом не ранее X-XI веков.

Есть у сторонников подлинности Валенсийского Грааля и свой ответ на «код да Винчи». На фреске Хуана де Хуанеса Тайная вечеря, которая хранится в Музее дель Прадо в Мадриде, стоящий на столе сосуд представляет собой ничто иное, как реликвию из собора в Валенсии. Фреска датируется 1562 годом.

val10

Музей Прадо: Тайная вечеря ( Евхаристия) - Хуан де Хуанес. Около 1562. Дерево, масло. 116х191

Дженнис Беннет в своей книге ссылается на аналоги Валенсийской чаше в античной коллекции Британского музея. Однако из приведенных ею примеров некоторое сходство с реликвией имеют только два сосуда из сардоника, которые действительно датируются началом нашей эры.

val11

Два сосуда из Британского музея, напоминающие по форме Валенсийскую чашу, оригинал фото

В 1960 году доктор Антонио Белтран, глава департамента Археологии Университета Сарагосы после тщательного исследования чаши пришел к выводу: «Нет никаких свидетельств против возможности того, что Иисус Христос использовал чашу на Тайной Вечери». Добавим: равно как и каких-либо свидетельств в пользу этого.