?

Log in

 
 
24 February 2014 @ 12:58 pm
Грааль. Византийские реликвии  
Оригинал взят у skifos в Грааль. Византийские реликвии
В 1204 году участники 4-го крестового похода взяли штурмом и разграбили Константинополь. Среди награбленного были и многочисленные христианские реликвии, которые в течение столетий собирали византийские императоры в своей столице. Некоторые из них претендуют на то, чтобы называться «Граалем»….


В хронике Робера де Клари о завоевании Константинополя подробно перечисляется добыча, которую крестоносцы захватили в разных местах византийской столицы. Во дворце «Львиная пасть» - Вуколеон разграблению подверглось 30 церквей, из которых крестоносный мародер особенно подробно описывает одну:

«И была там в нем одна, которую называли Святой церковью и которая была столь богатой и благородной, что не было там ни одной дверной петли, ни одной задвижки, словом, никакой части, которые обычно делаются из железа и которые не были бы целиком из серебра, и там не было ни одного столпа, который не был бы либо из яшмы, либо из порфира, либо из других богатых драгоценных камней. А настил часовни был из белого мрамора, такого гладкого и прозрачного, что казалось, будто он из хрусталя; и была эта церковь столь богатой и столь благородной, что невозможно было бы вам и поведать о великой красоте и великолепии этой церкви».

Поскольку список реликвий, награбленных в этой церкви крестоносцами, совпадает с описанием, которые давали православные паломники, можно предположить, что это был храм Фаросской Богоматери в императорском дворце. Среди прочих святынь крестоносцы нашли в ней «хрустальный сосуд» с «большей частью» пролитой Спасителем крови.

Впрочем, есть основания предполагать, что сам хрустальный сосуд не играл здесь особой роли. В музее Московского кремля находится икона-мощевик Сошествие во ад, датированная XII веком, и происходящая из храма Форосской Богоматери. На обороте ее перечисление святынь из этой церкви:

"Хитон, хламида, лентион - одеяния Слова // плащаница, кровь, венец терновый // кость, древо, волос Дидима, креста светильника // пояса пречистого часть // (...) мощи, кость Предтечи // Евфимии волос мощи Николая // кости Стефана Нового, Феодора // и Пантелеймона, от троих три".

byzangrail1

Загадочная «кровь», упоминаемая в надписи на иконе, вероятно, идентична «хрустальному сосуду» с кровью Спасителя у де Клари. Показательно, что в греческом тексте сам сосуд не упоминается. В пространной версии описания паломничества в Царьград Антония Новгородского мы также не встречаем упоминания о сосуде. Он перечисляет реликвии храма Форосской Богоматери в следующем порядке:

«Се же во царских Златых полатах: крест честный, венец, губа, гвозди, кровь лежащее иная, баряница, копие, трость….».

Таким образом, есть основания предполагать, что во всех трех описаниях речь идет о широко распространенной реликвии «крови Господней». Подобного рода реликвии были очень многочисленны в Средние века. В эпоху крестовых походов они появились в Венеции, Суассоне, Намюре, главном цистерцианском монастыре в Клерво, почти во всех городах Фландрии и северо-восточной Франции, включая Париж.

В 1247 году латинский император Балдуин II продал королю Франции Людовику ΙΧ Святому 22 реликвии из храма Фаросской Богоматери, перечисление которых сохранилось в подписанном им указе. Среди них «частица Крови Господа нашего Иисуса Христа» и «частица крови, которая чудеснейшим образом истекла из той иконы Господа, что была пронзена неверным». Французский король задумал превратить Париж в столицу всего христианского мира, разместив наиболее почитаемые христианами святыни в Sainte-Chapelle – готической копии храма дворца византийских имераторов. В 1793 году Сент Шапель была разорена, и большинство реликвий пропало.

Хотя король Франции и купил Святую кровь, когда в 1403 году Константинополь посетил испанец Руи Гонсалес де Клавихо, местные монахи продемонстрировали ему ряд реликвий, хранившихся в особой башне при храме Святого Иоанна, среди которых, якобы, находилась подлинная «кровь Господня». Текст Клавихо интересен тем, что он дает подробное, почти музейное описание того, как могла выглядеть подобная реликвия:

«Кроме того, из мешка вынули другой золотой ларец, меньше первого. Внутри его была вделана коробочка, которую нельзя вынуть; она была из хрусталя, и в ней находилась кровь нашего Господа Иисуса Христа, которая потекла из бока его, когда Лонгин ранил его копьем. Из этого же мешка вынули еще один маленький золотой ларец, крышка которого была пробита насквозь подобно терке. В нем была кровь, вытекшая из распятия Христа, которое во гневе ударил один иудей в городе Баруто (Бейрут)».

Самая известная из дошедших до наших дней реликвия Святой Крови, доступная для поклонения паломников, хранится во фламандском городе Брюгге. Предполагается, что она была привезена во Фландрию из горящего Константинополя в 1204 году. Первое ее упоминание относится к 1256 году. Легендарная святая Кровь хранится в верхней часовне, в небольшом фиале, сделанном из горного хрусталя в XII-XIII в Константинополе. Его горлышко перевязано золотой нитью, а пробка запечатана красным воском, сам сосуд помещен в золотой цилиндр, украшенный ангелами.

Хотя к описанию этой реликвии в исторических документах вполне возможно применение слова «сосуд», в реальности мы имеем дело с не чашей-потиром, в виде которой обычно изображается Грааль, а скорее ампулу, подобную тем, которые изготовлялись для духов или парфюма.

byzangrail2

С храмом Фаросской Богоматери связана еще одна легенда. Епископ Гарнье де Тренель после 4-го крестового похода привез в Труа целую коллекцию награбленных им реликвий, включая частицу Крестного древа, мощи апостолов Иакова и Филиппа и некий сосуд. По одним версиям это было блюдо или чаша Тайной вечери, по другим еще одна реликвия крови Христовой, подобная описанным выше.

На витражах Собора в Труа, исполненных около 1240-50 гг., мы видим сцены переноса константинопольских реликвий. Сам Гарнье де Тренель держит в руках чашу из Каны Галилейской, в которой якобы совершилось чудо превращения воды в вино. В свою очередь в руках у архиепископа Сенского Pierre de Corbeil чашу с кровью Христовой. В отличие от других ампул и фиалов с реликвией Крови, она действительно напоминает собой Чашу Грааля.

byzangrail3

Известно, что реликвия хранилась в Труа до французской революции 1789-1793 годов и затем бесследно пропала. И хотя этот сосуд окружает странное молчание, сомнительно, чтобы его считали Граалем.

Возможно появление этой и многочисленных других реликвий после захвата Константинополя, заставило Альбрехта фон Шарфенберга оговориться, что в столице Византии находилась лишь копия реального Грааля:

«Вторая драгоценная чаша, была сделана как копия первой. Ее святость лишена изъянов. Жители Константинополя утверждают, что она находится в их земле…Они верят, что это настоящий Грааль».

Еще одна реликвия, связанная с Тайной вечерей, находилась в храме Святой Софии. Уже упомянутый архиепископ Антоний Новгородский видел в здесь в 1199 году «блюдо мороморяно, на немь же Христосъ вечерялъ со ученикы своими въ великый четвертокъ».

Однако попытки отождествить это блюдо со знаменитым блюдом из сокровищницы Габсбургов, лишены какой-либо доказательной базы. В настоящий момент оно хранится в сокровищнице Венского музея. Это произведение искусства сделано из цельного куска агата, диаметр самого блюда с ручками 76 сантиметров.

Согласно легенде, оно происходит из Константинополя, и было привезено в Европу вместе с другими святынями после четвертого крестового похода. Первоначально им владели бургундские герцоги, включая знаменитого Карла Смелого. В Вену оно попало вместе с его дочерью Марией Бургундской, ставшей женой императора Максимилиана I. Однако документированная история блюда начинается только с 1564 года, когда император Священной Римской империи Максимилиан ΙΙ объявили его «неотъемлемой реликвией австралийского дома», принадлежащей династии Габсбургов. В 1619 году в описи имущества императора Матфея значится блюдо с латинской надписью KRISTO.

byzangrail4

Как полагали в течение нескольких столетий, эта таинственная надпись является не гравировкой, а появилась чудесным образом. На этом основании блюдо стали считать блюдом принадлежавшим самому Христу и видеть в нем Святой Грааль. В 1951 году историк Рудольф Эггер заявил, что надпись на самом деле означает ARISTO – имя мастера, изготовившего это произведение искусства. Другие считают ее оптической иллюзией.

Завершая разговор о византийских святынях, связанных со Святым Граалем, нельзя не упомянуть о двух иконах. Первая это драгоценная эмаль Распятия из Тбилисского национального музея (ранее она хранилась в грузинском монастыре Шемокмеди). Она заключена в золотой оклад с круговой надписью по-грузински: "Христе, прославь кесаря, абхазского царя". Предполагается, что этот титул носил царь Георгий, который правил с 1072 по 1089 год.

byzangrail5

На византийской эмали под перекладиной креста - греческая надпись: "мати, се сын твой, сыне, се мати твоя" - слова, которыми умирающий Иисус усыновляет апостола Иоанна своей матери. Главное в этом сюжете - женская фигура с чашей, в которую изливается кровь Христа. По левую руку от распятия изображена уходящая женщина, одетая точно так же, как женщина с чашей. Некоторые видят здесь аналог с западными аллегорическими изображениями предстоящей перед крестом Церкви Христовой и уходящей синагоги. Но, как отмечает О. Гуцуляк (goutsoullac) в книге «Пошуки Заповітного Царства», для византийского искусства это достаточно чуждый мотив.

Кроме того, на близкой к эмали из Тбилиси «золотой доске» (Goldene Tafel) из Мюнхенского музея, которая датируется 1150 годом, уходящая фигура отсутствует – вместо нее изображен сотник Лонгин. Кровь стекает в чащу, которая как бы парит около предстоящей женской фигуры. Однозначных интерпретаций этого странного мотива нет.

byzangrail6